Сцепление трактора МТЗ-82

__________________________________________________________________ 

Сцепление и коробки передач. Устройство, запчасти и комплектующие

ГАЗ, Камаз, Урал, ЗИЛ, Краз, ЯМЗ, УАЗ, ЗМЗ, Газель, МТЗ, ЮМЗ, Т-40, Т-25

 

Сцепление трактора МТЗ-82

 

Сцепление трактора МТЗ-82 сухое двухдисковое. Ведущей частью сцепления являются маховик 7 (рис. А), промежуточный диск 2 соединенный с маховиком при помощи тангенци­альных пластин 3, и нажимной диск 4, установлен­ный тремя призматическими выступами в пазах опорного диска 5.

Опорный диск сцепления МТЗ-82 крепится на маховике при помощи пальцев 33, дистанционных вту­лок 23, 22, 32 и гаек 29, фиксируемых пружинными шайбами. Тангенциальные пластины 3 зажимают­ся на пальцах 33 между дистанционными втулками 21 и 22.

Рис.1. Сцепление трактора МТЗ-82

 1 - маховик; 2 - промежуточ­ный диск; 3 - тангенциальные пластины; 4 - нажимной диск (корзина) сцепления МТЗ-82; 5 - опорный диск; 6 - демпферный элемент; 7 - отжимной рычаг; 8 - ось отжимного рычага; 9 - ролики; 10 - вилка опорная; 11 - регулировочная гайка; 12 - стопорная пластина; 13 - упру­гий элемент опорного диска; 14 - ступица привода ВОМ; 15 - отводка; 16 - кронш­тейн отводки; 17 - опорная пластина; 18 - болт; 19 -регулировочный болт; 20 - гай­ка; 21, 22 - дистанционные втулки; 23 - шлицевая втулка; 24 - ведущий вал привода независимого ВОМ; 25 - вилка; 26 - стакан; 27 - пружина; 28 - термоизолирующая шайба; 29 - гайка; 30 - фрикционные накладки; 31 - ступица ведомого диска;
32 - дистанционная втулка; 33 - палец; 34 - ведомый диск сцепления МТЗ-82 в сборе; 35 - подшипник; 36 - силовой вал

Между опорным и нажимным диском сцепления (корзиной) МТЗ-82 установле­ны шесть пружин 27 со стаканами 26 и термоизоли­рующими шайбами 28.

На выступах нажимного диска сцепления (корзины) МТЗ-82 на осях 8 и роликах 9 установлены три отжим­ных рычага 7. Опорами отжимных рычагов являются вилки 10, закрепленные на опорном диске при по­мощи регулировочных гаек 11, фиксируемых плас­тинами 12. Пластины крепятся к опорному диску болтами М8х16.

Установка промежуточного диска 2 в нейтраль­ное положение при выключенном сцеплении МТЗ-82 обеспе­чивается тангенциальными пластинами 3 и тремя опорными пластинами 17, опирающимися средней частью на головки болтов 18 крепления тангенци­альных пластин, а концами - на нажимной диск и регулировочные болты 19, ввернутые в опорный диск и зафиксированные гайками 20 с пружинны­ми шайбами.

Болтами 19 регулируется механизм установки промежуточного диска 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Между маховиком, промежуточным и нажимным дисками сцепления МТЗ-82 установлены два ведомых диска 34, пере­дающих крутящий момент от дизеля через вал 36 сцепления на трансмиссию трактора.

Ведомый диск сцепления МТЗ-82 имеет ступицу 31 со шлицами для соединения с валом сцепления, демпферное устрой­ство с резиновыми элементами 6 гасителя крутиль­ных колебаний, две фрикционных накладки 30, одна из которых прикреплена к соединительному диску через упругие пластины.

Вал 36 своим носком установлен в подшипнике 35, который расположен в маховике коленчатого вала дизеля. Другой конец вала через шлицевую втулку 23 соединен с первич­ным валом КПП.

Между шлицевой ступицей опорного диска сцепления МТЗ-82 и ведущим валом 24 привода ВОМ установлена промежуточная плава­ющая ступица 14 с резиновыми демпфер­ными элементами 13.

  

Рис.2. Привод сцепле­ния МТЗ-82

1 -стержень педа­ли; 2 - рычаг; 3 - возврат­ная пружина; 4 - тяга; 5 -валик; 6 - рычаг

 

Рис.3. Корпус сцепления МТЗ-82

 1 - силовой вал; 2 - вал ведущий привода ВОМ; 3 - кронштейн отводки; 4 - манжета уплотнительная; 5 - подшипник; 6 - ось; 7 - подшипник; 8 - шестерня приво­да насоса гидросистемы; 9 - подшипник; 10 - вал-шестерня; 11 - шестерня привода насоса коробки передач и ГОСМ; 12 - гайка; 13 - ось; 14 - стопор­ное кольцо; 15 - вал-шестерня насоса коробки передач; 16 - подшипник; 17 - вал-шестерня; 18 - подшипник; 19 - прокладка; 20 - болт; 21 - шайба; 22 -крышка; 23 - болт; 24 - подшипник: 25 - манжета уплотнительная; 26 -втулка шлицевая; 27 - шестерня привода ВОМ II ступени (1000 мин); 28 -зубчатая муфта; 29 - вал; 30 подшипник; 31 - вал; 32 - прокладка; 33 -крышка люка переднего ВОМ; 34 - болт; 35 - крышка; 36 - корпус; 37 -вилка; 38 - гайка; 39 - роликовые подшипники; 40 - подшипник; 41 - ведо­мая шестерня привода ВОМ I ступени (540 мин)

Привод сцепления МТЗ-82 - механический. Ры­чаг сцепления 2 (рис. 2) с педалью 1 ус­тановлен на валике рычагов педалей тор­мозов. Усилие от рычага 2 через толкаю­щую тягу 4 передается рычагу 6, вилке 25 (см. рис. 1) и на отводку 15.

В корпусе сцепления МТЗ-82 расположены при­воды независимого двухскоростного вала отбора мощности и насосов: коробки пе­редач, навесной гидросистемы, гидравли­ческой системы отбора мощности.

Ведущий вал 2 (рис. 3) привода не­зависимого вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-82 имеет два зубчатых венца. С одним из венцов находятся в зацеплении шестерня 8 при­вода насоса гидронавесной системы и ше­стерня 41 первой ступени редуктора ВОМ.

С другим венцом - шестерня 27 второй ступени ре­дуктора ВОМ и шестерня 11 привода насосов короб­ки передач и гидравлической системы отбора мощности. Шестерни 27 и 41 установлены на подшипниках 39 вала 29 и соединяются с ним зубчатой муфтой 28.

Непосредственно в зацеплении с шестерней 11 находится шестерня привода насосов гидравли­ческой системы отбора мощности. При­вод насоса гидросистемы коробки передач осуществ­ляется от шестерни 11 через валы-шестерни 17 и 15 на подвижную шестерню включения привода.

Включение I или II ступени редуктора ВОМ осу­ществляется поворотом валика 31с вилкой 37, кото­рая устанавливает муфту 28 в положение блокиров­ки шестерен 41 или 27, обеспечивая соответственно частоту вращения 540 или 1000 мин.

При включен­ном сцеплении МТЗ-82 вращение от ведомых дисков через вал 36, шлицевую втулку 23 передается первичному валу коробки передач.